Организаторами музыкального соревнования среди самых любознательных карельских школьников стали преподаватели теоретического отделения Детской школы искусств г.Петрозаводска. Партнерами в организации были наши коллеги из Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э. Раутио и управления культуры Петрозаводского городского округа.
В этом году впервые Олимпиада проходила в два тура: очный и заочный. В заочном туре принял участие 71 человек. По отзывам преподавателей и участников Олимпиады, введение заочного тура позволило большему количеству детей проверить свои знания в области музыкальной теории. К тому же, в интересном творческом состязании смогли поучаствовать учащиеся, которые не имеют возможности приехать в Петрозаводск из разных уголков Карелии - Шуи, Ладвы, Кеми, Олонца, Сегежи, Лахденпохьи, Медвежьегорска, Костомукши и Пудожа.
Письменная работа по сольфеджио состояла из 12 тестовых заданий и одного творческого, в котором участники предлагали варианты заданий на Олимпиаду-2012 для своих сверстников. Призы за интересную задумку получили Дзюба Олеся (Кемь), Борисова Софья (Сегежа), Семкина Наталья (ДШИ, г.Петрозаводск). В письменной работе по музыкальной литературе участникам 5-6 классов было предложено написать 2-3 вариации в стиле Й.Гайдна, В.Моцарта или Л.Бетховена, а 7-8-классам - написать песню на текст И.Гёте «Фульский король». Юные композиторы Федотова Евгения (Олонец), Командина Софья (ДМШ №1 им. Г.Синисало), сочинившие оригинальные вариации на предложенные темы, Протасова Анна (Олонец) – автор песни на предложенный текст И.Гёте, были награждены специальными призами.
Участниками очного тура стало рекордное количество человек: 42 учащихся 4-8-х классов детских музыкальных школ и детских школ искусств из Олонца, Кеми, Лахденпохьи, Костомукши. Столицу Карелии на музыкальной Олимпиаде представляли учащиеся из Детской школы искусств, Детской музыкальной школы №1 им. Г.Синисало и Детской музыкально-хоровой школы.
По задумке организаторов, участники очного тура во время регистрации придумывали себе псевдонимы. Интересно, что большая часть из них была на музыкальную тематику. Поэтому за звание сильнейших в области музыкальной теории в этом году сражались Ритм, Терция, Лира, Прима, Виолино, Октава, Commodo, Синкопа, Прелюдия, Классика, Рефрен, Фантазия, Скерцо… Важно, что вымышленные имена участников способствовали объективности оценок комиссии. Члены жюри узнали имена участников, школу и город, из которого они приехали, только во время торжественной церемонии награждения. Возможно, что в недалеком будущем в рамках Олимпиады будет проходить конкурс на лучший псевдоним.
Еще одной новинкой этого года стало разделение заданий по уровням сложности. На первом уровне участники выполняли письменную работу, на втором – устную.
Задания были никому не известны до самого начала Олимпиады. Для каждой группы участников в номинации «Сольфеджио» работы были составлены И.В.Копосовой. Учащиеся были разбиты по группам в зависимости от возраста и класса обучения, и задания, выданные каждой группе отдельно, соответствовали их уровню обучения. Так, на первом уровне помимо проверки общих теоретических знаний участникам было предложено проявить фантазию – досочинить мелодию, придумать к ней второй голос, гармонизовать сочиненную мелодию. Второй уровень был уже более сложным - диктант, транспонирование, сочинение второго голоса, двухголосный диктант, ритмическая аккордовая цифровка.
Для номинации «Музыкальная литература» были заявлены две темы: 5-6 классы -«Жанры сонаты в творчестве венских классиков», 7-8 классы – «Вокальные циклы в творчестве Ф.Шуберта»
Очень интересные иллюстрированные фото, а также вопросы «с изюминкой» подготовила по музыкальной литературе Л.Н.Орлова. По ее словам, обучение для детей должно быть в радость. Например, музыкальная викторина, узнавание музыкального произведения по нотному тексту – задания для 5-6 классов. Определить песню Ф.Шуберта по художественной иллюстрации, по нотному и поэтическому (русский, немецкий язык) тексту, составить программу концерта из произведений композиторов-романтиков по программе музыкальной литературы – для 7-8 классов. Решая тесты, как головоломки, выполняя творческие задания, в которых нужны догадливость и смекалка, узнавая классическую музыку в необычной аранжировке, дети одновременно учатся, развиваются и познают мир.

Оценивало работы юных теоретиков и музыкальных критиков строгое, но справедливое профессиональное жюри. На роль независимого эксперта Олимпиады была приглашена заведующая профессиональной практикой Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э.Раутио Нина Чижик. Председателем жюри в номинации «Сольфеджио» стала кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А.К.Глазунова Ирина Копосова. Работу жюри в номинации «Музыкальная литература» возглавила председатель предметно-цикловой комиссии «Теория музыки» музыкального колледжа Людмила Орлова.
Во время выполнения участниками заданий преподаватели тоже были заняты делом. В первой половине дня аспирант Петрозаводской государственной консерватории Роман Бровко представил обзорный материал по теме «Музыкальные обучающие игры на компьютере». Основой подобных игр является знание музыкальной литературы и сольфеджио. Использование творческого материала на уроках помогает преподавателям увлекательно и поучительно донести сложную музыкальную теорию до учеников.
Также в рамках Олимпиады состоялся мастер-класс «Музыкальная литература. Начальная ступень обучения», который провела преподаватель музыкально-теоретических дисциплин СОШ №1 Ольга Курбатова. Свои впечатления от урока высказала Оксана Николаевна Козлова, с учениками которой работала Ольга Михайловна: «Понравился сам подход. Преподаватель делает акцент на эмоционально-двигательной памяти детей. Каждый музыкальный образ Ольга Михайловна закрепляет движением и просит учеников повторять за ней. Преподносит музыкальную литературу как что-то «вкусное», чем можно увлекаться и заниматься». Мы спросили у самой О.М.Курбатовой, какие впечатления остались у нее: «Понравилась идея проведения Олимпиады - в необычном варианте. Все, что новое – это хорошо».

В течение всего олимпиадного дня с участниками и гостями Детской школы искусств работала творческая группа художников во главе с Аэлитой Высоцкой. Увлеченно, с вдохновением и азартом дети и преподаватели создавали в разных техниках эскизы своих имен, предлагали свои варианты логотипа Олимпиады. Художником удалось заинтересовать и раскрепостить начинающих творцов, объединить их и познакомить друг с другом.
В конце насыщенного интересным общением и конкурсными заданиями олимпиадного дня состоялось подведение итогов (Скачать список победителей).
Идея проведения Олимпиады в новой креативной манере была с радостью поддержана как ребятами, так и преподавателями. Свои ценные рекомендации высказали и члены жюри. Прекрасно, что с каждым годом в сложном музыкально – теоретическом конкурсе принимает участие огромное количество детей. Это говорит о заинтересованности юных музыкантов, об их увлечении музыкальной теорией.
Организаторы обещают, что участников Олимпиады-2012 ждет много сюрпризов. До встречи в новом сезоне!
В этом году впервые Олимпиада проходила в два тура: очный и заочный. В заочном туре принял участие 71 человек. По отзывам преподавателей и участников Олимпиады, введение заочного тура позволило большему количеству детей проверить свои знания в области музыкальной теории. К тому же, в интересном творческом состязании смогли поучаствовать учащиеся, которые не имеют возможности приехать в Петрозаводск из разных уголков Карелии - Шуи, Ладвы, Кеми, Олонца, Сегежи, Лахденпохьи, Медвежьегорска, Костомукши и Пудожа.
Письменная работа по сольфеджио состояла из 12 тестовых заданий и одного творческого, в котором участники предлагали варианты заданий на Олимпиаду-2012 для своих сверстников. Призы за интересную задумку получили Дзюба Олеся (Кемь), Борисова Софья (Сегежа), Семкина Наталья (ДШИ, г.Петрозаводск). В письменной работе по музыкальной литературе участникам 5-6 классов было предложено написать 2-3 вариации в стиле Й.Гайдна, В.Моцарта или Л.Бетховена, а 7-8-классам - написать песню на текст И.Гёте «Фульский король». Юные композиторы Федотова Евгения (Олонец), Командина Софья (ДМШ №1 им. Г.Синисало), сочинившие оригинальные вариации на предложенные темы, Протасова Анна (Олонец) – автор песни на предложенный текст И.Гёте, были награждены специальными призами.
Участниками очного тура стало рекордное количество человек: 42 учащихся 4-8-х классов детских музыкальных школ и детских школ искусств из Олонца, Кеми, Лахденпохьи, Костомукши. Столицу Карелии на музыкальной Олимпиаде представляли учащиеся из Детской школы искусств, Детской музыкальной школы №1 им. Г.Синисало и Детской музыкально-хоровой школы.
По задумке организаторов, участники очного тура во время регистрации придумывали себе псевдонимы. Интересно, что большая часть из них была на музыкальную тематику. Поэтому за звание сильнейших в области музыкальной теории в этом году сражались Ритм, Терция, Лира, Прима, Виолино, Октава, Commodo, Синкопа, Прелюдия, Классика, Рефрен, Фантазия, Скерцо… Важно, что вымышленные имена участников способствовали объективности оценок комиссии. Члены жюри узнали имена участников, школу и город, из которого они приехали, только во время торжественной церемонии награждения. Возможно, что в недалеком будущем в рамках Олимпиады будет проходить конкурс на лучший псевдоним.
Еще одной новинкой этого года стало разделение заданий по уровням сложности. На первом уровне участники выполняли письменную работу, на втором – устную.
Задания были никому не известны до самого начала Олимпиады. Для каждой группы участников в номинации «Сольфеджио» работы были составлены И.В.Копосовой. Учащиеся были разбиты по группам в зависимости от возраста и класса обучения, и задания, выданные каждой группе отдельно, соответствовали их уровню обучения. Так, на первом уровне помимо проверки общих теоретических знаний участникам было предложено проявить фантазию – досочинить мелодию, придумать к ней второй голос, гармонизовать сочиненную мелодию. Второй уровень был уже более сложным - диктант, транспонирование, сочинение второго голоса, двухголосный диктант, ритмическая аккордовая цифровка.
Для номинации «Музыкальная литература» были заявлены две темы: 5-6 классы -«Жанры сонаты в творчестве венских классиков», 7-8 классы – «Вокальные циклы в творчестве Ф.Шуберта»
Очень интересные иллюстрированные фото, а также вопросы «с изюминкой» подготовила по музыкальной литературе Л.Н.Орлова. По ее словам, обучение для детей должно быть в радость. Например, музыкальная викторина, узнавание музыкального произведения по нотному тексту – задания для 5-6 классов. Определить песню Ф.Шуберта по художественной иллюстрации, по нотному и поэтическому (русский, немецкий язык) тексту, составить программу концерта из произведений композиторов-романтиков по программе музыкальной литературы – для 7-8 классов. Решая тесты, как головоломки, выполняя творческие задания, в которых нужны догадливость и смекалка, узнавая классическую музыку в необычной аранжировке, дети одновременно учатся, развиваются и познают мир.

Оценивало работы юных теоретиков и музыкальных критиков строгое, но справедливое профессиональное жюри. На роль независимого эксперта Олимпиады была приглашена заведующая профессиональной практикой Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э.Раутио Нина Чижик. Председателем жюри в номинации «Сольфеджио» стала кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А.К.Глазунова Ирина Копосова. Работу жюри в номинации «Музыкальная литература» возглавила председатель предметно-цикловой комиссии «Теория музыки» музыкального колледжа Людмила Орлова.
Во время выполнения участниками заданий преподаватели тоже были заняты делом. В первой половине дня аспирант Петрозаводской государственной консерватории Роман Бровко представил обзорный материал по теме «Музыкальные обучающие игры на компьютере». Основой подобных игр является знание музыкальной литературы и сольфеджио. Использование творческого материала на уроках помогает преподавателям увлекательно и поучительно донести сложную музыкальную теорию до учеников.
Также в рамках Олимпиады состоялся мастер-класс «Музыкальная литература. Начальная ступень обучения», который провела преподаватель музыкально-теоретических дисциплин СОШ №1 Ольга Курбатова. Свои впечатления от урока высказала Оксана Николаевна Козлова, с учениками которой работала Ольга Михайловна: «Понравился сам подход. Преподаватель делает акцент на эмоционально-двигательной памяти детей. Каждый музыкальный образ Ольга Михайловна закрепляет движением и просит учеников повторять за ней. Преподносит музыкальную литературу как что-то «вкусное», чем можно увлекаться и заниматься». Мы спросили у самой О.М.Курбатовой, какие впечатления остались у нее: «Понравилась идея проведения Олимпиады - в необычном варианте. Все, что новое – это хорошо».

В течение всего олимпиадного дня с участниками и гостями Детской школы искусств работала творческая группа художников во главе с Аэлитой Высоцкой. Увлеченно, с вдохновением и азартом дети и преподаватели создавали в разных техниках эскизы своих имен, предлагали свои варианты логотипа Олимпиады. Художником удалось заинтересовать и раскрепостить начинающих творцов, объединить их и познакомить друг с другом.
В конце насыщенного интересным общением и конкурсными заданиями олимпиадного дня состоялось подведение итогов (Скачать список победителей).
Идея проведения Олимпиады в новой креативной манере была с радостью поддержана как ребятами, так и преподавателями. Свои ценные рекомендации высказали и члены жюри. Прекрасно, что с каждым годом в сложном музыкально – теоретическом конкурсе принимает участие огромное количество детей. Это говорит о заинтересованности юных музыкантов, об их увлечении музыкальной теорией.
Организаторы обещают, что участников Олимпиады-2012 ждет много сюрпризов. До встречи в новом сезоне!
Мария Июдина
Комментариев нет:
Отправить комментарий