вторник, 6 декабря 2011 г.

В Детской школе искусств состоялся конкурс исполнителей на народных инструментах «Маленькие звёздочки»

3 декабря в Детской школе искусств им. М.А. Балакирева (ул. Пархоменко, 28) состоялся школьный конкурс исполнителей на народных инструментах. С результатами конкурса можно ознакомиться на официальном сайте школы: www.shkolaiskusstv.ru

О конкурсе рассказывает концертмейстер народного отделения школы Наталья Кириллова:

Это мероприятие проводится в нашей школе уже в шестой раз. И каждый год я вместе со своими учениками принимаю в нем участие в номинации «струнные инструменты», где соревнуются домристы, кантелисты и гитаристы. В этом году мы с преподавателем Людмилой Лобановой подготовили к участию в конкурсе двух учеников: Дашу Седлерову и Савву Архипова. Юные музыканты выступили успешно, заняв первые места в своих возрастных группах. Помимо этого, мне экстренно, буквально с одной репетиции, пришлось выступать на сцене с учениками Ирины Валентиновны Смирновой. Они – молодцы, не растерялись и справились с программой. На мой взгляд, это ежегодное мероприятие очень нравится школьникам и их родителям. Конкурс проходит в дружеской обстановке, в форме концерта, где все участники могут послушать друг друга. Приятно, что в жюри присутствуют ученики и выпускники школы. А еще нужно отметить, что для многих наших музыкантов этот школьный конкурс стал подготовкой, своеобразным «трамплином» к более серьезным профессиональным соревнованиям.

Интересно узнать, а что думают о конкурсе сами участники творческого состязания. Своим мнением поделился 10 -летний Савва Архипов:

Я участвую в этом конкурсе уже третий раз. Сначала это было третье место, потом – второе, а сейчас, наконец, долгожданное первое. Почему сразу не первое? Потому что раньше мне мешало волнение, наверное. Да и к этому конкурсу я готовился очень серьезно. Я играл Генделя и «Импровизацию» Конова. Страха в этот раз не было, было лишь одно желание – победить. И мне это удалось. Я послушал, как играют другие участники. Мне запомнился мальчик, который исполнил «Калинку», а еще девочка, которая очень выразительно и красиво сыграла на домре «Вдоль да по речке». Вообще главное на конкурсе – это играть выразительно и без ошибок. Я планирую участвовать в «маленьких звездочках» и в следующем году, а пока я готовлюсь к конкурсу в Гатчине.

Домристу Ивану Фигуровскому – 13 лет, в этом году он оканчивает Детскую школу искусств. Ваня впервые принимал участие в конкурсе в качестве члена жюри и, конечно, поделился своими впечатлениями:

Когда я был младше, я тоже принимал участие в этом конкурсе. И даже занял первое место. Сейчас не могу вспомнить, как это было, но помню, что было страшно. Вообще выступать на сцене трудно, особенно на конкурсе. Судить тоже трудно, потому что не хочешь никого обидеть. Понимаешь, что юные музыканты стараются, волнуются, поэтому бывают недочеты. Я оценивал, как участники конкурса справились с программой, обращал внимание на штрихи, на динамику, ну, и, конечно, на яркое и выразительное исполнение. Из всех конкурсантов могу выделить девочку, которая играла на кантеле в старшей группе: хорошее выступление было, без недочетов. А еще мне запомнился мальчик в младшей группе, гитарист, его зовут Артем. Он вообще ошибся, но при этом так улыбался. Интересно было наблюдать и за девочкой, которая играла на домре «Вдоль да по речке», проговаривая каждую ноту. Это подняло всем настроение!



После конкурса мне удалось побеседовать еще с одним членом жюри, выпускником Детской школы искусств по специальности «гитара» Михаилом Пробичевым. Михаилу 18 лет, сейчас он учится в Петрозаводском государственном университете на математическом факультете по специальности «Прикладная Математика и Информатика».

Миша, во время учебы в Детской школе искусств ты принимал участие в конкурсе «Маленькие звездочки»?
Нет, только сидел в прошлом году в составе жюри. Увы, для участия в этом конкурсе я был слишком «старенький» (смеется). (По положению конкурса в нем могут принимать участие ребята в возрасте до 12 лет- прим.К.Ю.)

А как вообще ты относишься к идее проведения музыкальных конкурсов? Какие в этом плюсы, а какие минусы?
Знаете, на самом деле я отношусь крайне положительно, особенно когда конкурсы небольшие. Это помогает подготовиться к чему-то более серьёзному: привыкнуть к сцене, попробовать свои силы. Более того, перед каждым конкурсом начинаешь работать ещё сильнее, и это даёт положительные результаты!

Как ты ощущаешь себя в качестве эксперта? Трудно ли быть членом жюри?
Ну, я «жюрил» уже во второй раз, поэтому уже привык что ли (улыбается). В первый раз мне было не совсем понятно, что делать. Сейчас уже понимаешь, что к чему, есть небольшой опыт. Хотя, если честно, иногда тяжело судить: не знаешь, даже что поставить…(Миша задумывается). Просто у всех разный уровень и приходится как-то это учитывать и соотносить.

А по каким критериям ты оценивал выступления ребят?
Для меня главное «цепляет» исполнение или нет. Если эмоции чувствуются, то это - высший балл, поскольку исполнить произведение так, чтобы «зацепить» слушателей, это действительно крайне тяжело. Я могу простить, если при таком исполнении были небольшие помарки. Ну, и, конечно, должно быть твёрдое знание нотного текста. Если чувствуется "забывчивость", то это сразу снижает общее ощущение от игры исполнителя.

Какое выступление запомнилось тебе лично больше всего и почему?
На этот вопрос трудно ответить, так как я не запомнил имен участников, к сожалению. Но, в общем, понравилось, как играла младшая группа. Молодцы, стараются. Главное, чтобы они не запускали занятия. А ещё на конкурсе было довольно много гитаристов, и играли они лучше, чем в прошлом году, чем, несомненно, меня порадовали!



Как оцениваешь в целом уровень конкурса?
В целом конкурс я оцениваю на твёрдое «хорошо». Произведения, звучавшие на конкурсе, мне очень хорошо знакомы (улыбается). Исполнение, конечно, не идеальное, но ведь дети только учатся. Я и сам идеально не играл в свое время(смеется). Да и мало кто играет близко к идеалу, у настоящих исполнителей уже совершенно другой уровень.

А у тебя есть любимые исполнители?
Есть, конечно. Это мой педагог по гитаре - Павел Полузанов. Он меня многому научил, за что ему огромное спасибо! А из мировых исполнителей мне нравится Джон Вильямс, Кристофер Паркенинг, Андрес Сеговия, а также джазовый гитарист Джо Пасс.

Миша, помогает ли тебе музыка в жизни?
Хороший вопрос! Музыка в жизни очень помогает. Если бы не опыт музыкальной школы, мне было бы сейчас куда сложнее учиться. По моему мнению, музыка развивает ум и память, да и человек приобщается к культуре. Уже спокойно и на классические, и на джазовые концерты ходишь, да и театр я тоже посещаю с интересом! А, если честно, иногда, ностальгия по школе посещает, но с музыкой я не расстаюсь всё равно! Всё также слушаю классику и джаз - эти музыкальные направления для меня на приоритетном месте. Ну, а уделять много внимания моей специальности, как раньше, не получается. Практически нет свободного времени, всё занимает учёба. Но я все равно стараюсь играть на гитаре для собственного удовольствия.

За годы учебы в Детской школе искусств какое школьное мероприятие было для тебя самое яркое?
Много всего яркого и интересного проходило в школе, пока мы учились. Самое запоминающееся событие – фестиваль «Рок-Уха». А из концертов, которые я посещал не в школе, мне запомнились выступление гитариста Дмитрия Илларионова и концерт двух бразильских гитаристов Жозе Ферейро и Рикардо Мелло «Бразильская фиеста».

Что бы ты пожелал организаторам конкурса и его участникам?
Организаторам я желаю не переставать проводить этот конкурс, а участникам - больше заниматься (в меру, конечно) и не «забрасывать» музыку! Этот опыт в жизни пригодится!

беседовала
Кира Юрьева

Комментариев нет:

Отправить комментарий