четверг, 9 июня 2011 г.

Учащиеся детских школ искусств Петрозаводска приняли участие в премьере кантаты Бенджамина Бриттена

В начале июня в Музыкальном театре Республики Карелия музыканты из Санкт– Петербурга и Петрозаводска исполнили кантату Бенджамина Бриттена «Крестовый поход детей». Этот концерт стал заключительным этапом проекта «ФенноСкандия», объединившим юных и взрослых исполнителей из двух северо-западных городов. Инициаторами проекта выступили дирижер Музыкального театра РК Сергей Иньков и художественный руководитель Оперного театра детей имени Галины Вишневской Николай Романов (Санкт- Петербург).



Исполнили кантату петрозаводские коллективы – концертный хор «Подснежник» (Детская школа искусств, руководитель - Юлия Михневич) и образцовый коллектив России хор «Лаулу» (Детская музыкально-хоровая школа, руководитель - Марина Богданова), а также артисты Оперного театра детей имени Галины Вишневской из Санкт-Петербурга. Дирижировал юными хористами Николай Романов.

Кантата «Крестовый поход детей» посвящена событиям Второй мировой войны. Действие происходит в Польше 1939 года. Потерявшие своих родителей дети пытаются убежать от полыхающих пожаров и скрыться от ужасов войны. Они формируют свой отряд и пытаются найти на Земле место, «где был бы мир». Композиционный план сочинения выстроен таким образом, что «панорамные» сцены, где хор выступает в роли рассказчика и вместе с тем является главным героем повествования, чередуются с «крупными планами» - музыкальными портретами солистов. Глубокое по содержанию произведение (автором литературного текста является известный немецкий драматург, автор «Трехгрошовой оперы» Бертольд Брехт) представляет собой модель несовершенного взрослого мира, в котором страдают дети. Все эти сложные чувства и эмоции выразил в музыке выдающийся английский композитор Бенджамин Бриттен, поручив детскому хору быть проводником своих мыслей и идей. Исполнить замысел маэстро оказалось не так- то просто.

Практически весь учебный год два петрозаводских коллектива - хор «Подснежник» и хор «Лаулу» - работали над этим сложнейшим произведением, ранее не исполнявшимся в России. Кропотливая работа над сочинением требовала от хористов предельной концентрации и внимания. Им пришлось учиться исполнять музыку двадцатого века со множеством диссонансов (непривычных на слух созвучий), сложных ритмических рисунков, трудных вокальных интонаций, к тому же в партии хора практически нет инструментальной поддержки. Складывалось впечатление, что эта кантата - полный хаос и нагромождение нот, выучить которое – невыполнимая миссия для юных музыкантов. Но постепенно, шаг за шагом, при вдумчивой проработке деталей и погружению в мир музыкальных образов, замысел композитора становился более ясным, а язык изложения - понятным и «родным».

«Я мечтал об исполнении этой кантаты 12 лет, - рассказывает дирижер Николай Романов, - будучи студентом консерватории, написал дипломную работу по этому сочинению и именно тогда захотел исполнить его. Однако, в Петербурге не так много хоров, способных справиться с этой музыкой, хотя, на мой взгляд, она не такая сложная, и коллективы на ней здорово «вырастают». Я узнал от своих коллег, что в Петрозаводске есть хоровые коллективы, способные исполнить замечательную кантату английского гения. Во время работы над сочинением я убедился, что "Подснежник" и "Лаулу" - действительно прекрасные хоры с большим потенциалом, и очень рад нашему сотрудничеству».

Впервые музыкальная поэма для хора, солистов, двух роялей, органа и группы ударных инструментов английского композитора была исполнена в г.Иматра (Финляндия). Российская премьера сочинения состоялась 17 апреля в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.



Вот что рассказали петрозаводские слушатели после премьеры этого сложного и необычного сочинения:

«Зрелищно и масштабно! Очень понравились солисты. Удивительно, что дети могут так петь. Настоящие профессиональные артисты».

«Музыка интересная, но мне не хватало знания о содержании. Я впервые была на таком концерте, когда дети младшего возраста поют с ударными инструментами. Прекрасные солисты. Я влюбилась в голос Андрея Максимова. Просто восхищает, что дети справились с таким сложным произведением…».


Однако в зале были и те, кто, увы, не понял музыки, не воспринял ее сложный язык и драматургию.

Концертмейстер хора «Подснежник» Наталья Кириллова так комментирует «полярность мнений» слушателей: «О вкусах не спорят. Лично мне сочинение Бриттена кажется очень мелодичным и абсолютно логичным. Просто это произведение предназначено не для "услады слуха", развлечения и приятного отдыха. Кантата требует от слушателей большой внутренней работы, глубокого погружения в тему и, наверное, чтобы до конца понять это драматическое произведение, нужно прослушать его не один раз».

На премьере сочинения классика английской музыки двадцатого столетия присутствовала Елена Савина, молодой карельский композитор. «Кантата меня просто потрясла! - говорит Елена Анатольевна. - Ничто не сможет так тронуть сердце, как крики детей! Особенно сильное впечатление это производит в контексте сложного современного музыкального языка и взрывной мощи ударных инструментов! Откровением стали наши дети и их руководители! Думаю, это самый сложный и интересный проект, который проводился силами Детской школы искусств за все время её существования. Удивительно и поразительно, что такую высокую планку держат именно детские коллективы в Петрозаводске и успешно конкурируют с профессиональными взрослыми коллективами. Например, с консерваторскими».

В зале в этот вечер находились люди, которые особенно волновались - это родители маленьких исполнителей. Благодаря их поддержке, дети смогли принять участие в проекте и, что особенно важно, побывать в гастрольных поездках. Поэтому на концерте в Петрозаводске родители были почетными слушателями, разделившими успех вместе со своими детьми.

Проект "ФенноСкандия" (а вместе с ним концертный сезон и еще один учебный год) подошел к концу. Он был интересным, трудным, насыщенным... Очень интересно узнать, а как относятся к подобному проекту сами юные хористы?

«Проект мне понравился, - рассказывает участница хора "Лаулу" Юлия Аверьянова. - Это было интересно, потому, что мы не только выступали, но и также были на познавательных экскурсиях».

«Когда я впервые увидела ноты и услышала запись, я подумала, что ни за что на свете не смогу это спеть, но постепенно необычная мелодия улеглась в моей голове, - признается Надежда Путешова, участница хора "Лаулу". - Нечасто выдается возможность, даже профессиональным музыкантам, выступить в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, а нам выпала такая возможность уже второй раз. Хочется поблагодарить всех руководителей, хористов, организаторов».

«Впечатление от концерта в театре просто ошеломляющее, - говорит Полина Храмцова. - Мне кажется, стоя на этой сцене, каждый из нас почувствовал себя профессиональным артистом, это действительно здорово. А чудеснее всего тот факт, что мы успешно выступили на всех трёх площадках, а самое главное, ожидания оправданы, до сих пор не могу поверить, что мы спели это произведение, а сколько было работы... Благодаря этому проекту, я развила в себе терпение и трудолюбие, и, конечно, повысила сценический опыт, как и все участницы нашего коллектива. А ещё, на глазах выросло качество вокала в нашем "Подснежнике" и это радует!



Завершая проект, дирижер Николай Романов признался хористам, что сочинение Бриттена хотят включить в вечернюю филармоническую программу Большого зала Филармонии Санкт-Петербурга. А руководитель проекта Сергей Иньков после концерта высказал руководителям коллективов и всем участникам свое пожелание дальнейшего сотрудничества: "Эта музыка очень интересная, и мне бы хотелось, чтобы она и дальше звучала в концертных залах".

По материалам
Киры Юрьевой

Комментариев нет:

Отправить комментарий